среда, 1 сентября 2010 г.

БП 04: Амстердам 03 - смерть живописи

Да, это, цитирую (перевод с английского):
- четвертая, финальная версия "Черного квадрата" Малевича
это оригинал, находился на выставке в Амстердамском филиале Эрмитажа. Шедевр, блин ...

Что есть живопись, которой мы восхищаемся? Я говорю о старых мастерах Европы. Это
религиозные сюжеты, в реформаторской Голландии натюрморты и портреты. А также бытовые зарисовки. Кто-то ест. Кто дерется на празднике. Кто-то ходит на фоне руин.

Причем эти картины штамповались в промышленных масштабах. Есть такой популярный сюжет - Магазин картин. А чем еще украшать жилище? Гобелены и статуи, как я понимаю были дороже. Огромное количество картин весящее даже в крупных музеях (не крупнейших!) можно спокойно не показывать - это перепевы сюжета и вообще ширпотреб, правда 17 века.


Кстати, вопрос о раскрученности художника остается. Например, это вовсе не Босх. Хотя тоже "Искушение Святого Антония". Судя по картинам прикольная жизнь у чувака была.

С появлением фотографии и бытовые сцены, и портреты, и натюрморты, как-то утратили ярлык "искусство". Я не говорю о гениях, но в общем и целом, можно вешать на стенку копии, фото-пейзажи и фотки своих предков.

Всех я просто не знаю, не историк искусств. Но Кандинский и Малевич это судя по всему почувствовали. Отход от предметности в картинах, как течение. Возьмите того же Поллака, ребят, которые рисовали точками (целое течение). Поллака можно воспроизвести достаточно простой компьютерной программой. Точки - простым эффектом в фотошопе. В свое время - да. Но теперь это неинтересно как прием, а только как история.

Попал в Антверпене на огромную экспозицию современного - 20 век - искусства. Вспомнилось. Мэр Нью-Йорка Джулиани по поводу попытки проведения выставки современного искусства сказал (приписывается) - "НЕ искусство - это то, что я тоже запросто могу." Кстати, когда я снимал "Черный квадрат", что было запрещено (скорее, не приветствовалось), жена отговаривала и обещала сама нарисовать такой же лично для меня. Но "четвертая, финальная версия" меня сразила.

В общем, после появления фотографии и фотошопа, живопись, как массовое явление, немного умерла.

А вот посмотреть старых мастеров, да не копии, а оригиналы, очень рекомендую. Иногда застываешь перед картиной, и не можешь отойти. Репродукция этого не передает. Например, "Девушка с серьгой" Вермеера (это в Гааге), абсолютно не похожа на репродукции. Художник не думал о фотографах... тонкая (тончайшая) работа со светом, полутени ... оригинал не похож ни на одну известную мне копию/фотографию. Оригинал потрясает. Там есть еще одна его работа - "Вид Делфта". Какой-то ракурс, который больше привычен при съемки с вертолета, то есть он в первый момент обычен, но потом ты понимаешь, когда была написана картина. Потрясающий свет и цвет. Сейчас глянул в инете фотки, впечатление, что снимали другую картину.


Комментариев нет:

Отправить комментарий