пятница, 22 мая 2009 г.

Умер Олег Янковский.

Почему я об этом пишу?
Ну, все не так просто или наоборот все просто.

Один из первых "взрослых" фильмов, которые я запомнил и понял - "Щит и меч". Там было очень много хороших актеров, но Янковский выделялся. Пожалуй, сейчас можно сказать, что больше стараниями режиссера и актеров, которые его окружали, но и сам он не выпадал из кадра, да и на фоне других отнюдь не терялся.
Так что для меня Янковский, во-первых - Генрих Шврцкопф, а не Мюнхгаузен.

Потом был "Служили два товарища". "Потом" - это для меня. В силу малости и неразумности (опять же моей), мне этот фильм не понравился. "Щит и меч" был проще- вот мы, вот они, вот герои разведчики.

В силу того, что во времена моего детства, фильмов выходило немного, то я даже помню кусок фильма "Я, Франциск Cкорина", но о чем он, не скажу - не знаю. Запомнил "Гонщиков" фильм слабый, но романтика! Там еще был Леонов, кстати, фильм "Гонщик" со Сильвестром Сталлоне, похоже снимался по тому же сценарию :-).

В "Зеркале" Янковского не помню. "Премию" не смотрел. Помню его в "Звезде пленительного счастья", но как эпизод. Помню в "Сладкой женщине". И только потом - волшебник в "Обыкновенном чуде", потом Мюнхгаузен, но в тот период две его роли потрясли больше, это "Влюблен по собственному желанию" и "Полеты во сне и наяву".

"Полеты" для меня тогда, это было еще рано, это было еще что-то до чего не дорос, но фильм и роль были сделаны так, что пробивало. Не зная еще этого, я понимал, как это и что это. Точнее не объясню, да и сам фильм глубже любых его объяснений.

"Влюблен" - тут по другому, тут поразительно сделанная роль. Попробуйте прочитать внутренние монологи героя - ужас, неискренне, натянуто, ненатурально. А у Янковского - как будто и по другому быть не может. Именно так бывший спортсмен, ныне пролетарий и должен говорить с собой. Ага как же... Да, и вообще роль сложная, да и фильм не из легких. Хотя, комедия.

В тот же период был фильм "Шляпа", до этого Федоров обратил мое внимание на одноименную повесть. Легкий фильм ни о чем, особенно по советским временам, но какой Янковский! Чисто визуально построенный образ, он сам по-моему наслаждался этой ролью (но зуб не дам).

"Ностальгия" и "Убить Дракона" - тут ничего нового не скажу, работы близкие к гениальности.

"Паспорт" - какой эпизод! Как сделан!

И "Цареубийца". Там есть эпизод с Янковсикм и МакДауллом. Два монолога смонтированы вместе. То есть они не оба в кадре, а две "говорящие головы", появляющиеся попеременно. Посмотрите. Вы увидите двух великих актеров. Шахназаров снял их с любовью и уважением.

"Приходи на меня посмотреть" - экранизация хорошей пьесы, с отличными актерами. Сам режиссер, однако, один из немногих случаев, когда на актер, первый раз снимающий фильм, на себя "одеяло не тянет". Посмотрите. Великолепная Екатерина Васильева, отличная Купченко, прекрасный Янковский.

Дальше все, последних его работ не видел. Но и того, что видел вполне хватает, чтобы сказать - я имею право написать о Янковском, он реальная часть моей жизни. С актерами сложно, они еще долго будут появляться на экранах, в своих старых фильмах, и это как-то смазывает момент смерти (не для близких людей). Мы же знаем не человека, мы знаем экранные образы, а они останутся.

Ладно. Не привык я писать подобные вещи. Просто посмотрите те фильмы, которые не видели, они того стоят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий